Бурят-монгольское тэнгрианство и тэнгрианско-буддийская цивилизация Внутренней Азии в период квантового перехода.
Тэнгриведение как комплексная научная дисциплина исследующая уникальные феномены духовной культуры народов Внутренней, Центральной и Северо-Восточной Азии, всей Евразийской Мегацивилизации, связанные с религией Вечного Синего Неба Тэнгри, вступает в настоящее время в качественно новый этап своего исторического развития, требующий творческого использования как традиционных религиоведческих и культурологических методов исследования, так и новейших наработок в области синергетики, физики, генетики, молекулярной биологии, астрофизики и т.д.
Этот этап обусловлен, прежде всего, закономерностями внутреннего развития самого тэнгриведения, самой логикой формирования этой научной дисциплины, побуждающей творчески осмыслить, обобщить и переработать весь предшествующий опыт изучения самого феномена Вечного Синего Неба, его исторической роли в становлении этнических и цивилизационных культур Евразии, в частности, политической и экологической культуры народов Евразийского суперконтинента, их менталитета, генетических, этнопсихологических, психоэнергетических, биоэнергетических типов, культуры психической деятельности и культурно-психологических традиций.
Вместе с тем необходимо учитывать не только уникальность, исключительное своеобразие и самобытность тэнгрианства, как ценностно-ориентационного ядра духовной цивилизации тюрков, монголов, угро-финнов, тибетцев и других родственных номадических, кочевнических, пастушеских народов, у которых «тэнгризм» выполнял роль национально-государственной и народной религии, роль главной сакральной вертикали, но и универсальность этого феномена, построенного на общеевразийских, а значит и общечеловеческих ценностях.
В связи с этим особого внимания тэнгриведов требует концепция внутреннего единства и целостности тэнгрианско-буддийской цивилизации Внутренней, Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, которую обосновывают в своих работах А.И. Котожеков, Н.В.Абаев, Л.В. Федорова, У.П.Бичелдей, Л.Л.Абаева, В.Р. Фельдман и др.
Концепция единства тэнгрианско-буддийской цивилизации, основанная на идее о том, что тэнгрианство и буддизм являются не только близкими по духу и религиозно-философским основам системами, но и близкородственными этноконфессиональными традициями, первоначально возникшими во Внутренней Азии, в частности в Южной Сибири, которая является колыбелью всей евразийской, арийско-туранской кочевнической цивилизации, имеет огромную актуальность для современных наследников этой цивилизации – бурят-монголов, тувинцев, саха-якутов, хакасов, алтайцев и других народов Саяно-Алтая и Транс-Байкалии.
Так, например, принцип внутреннего единства и системной целостности тэнгрианско-буддийской цивилизации очень ярко проявился в бурят-монгольском искусстве единоборства в традиции Школы Небесного Волка «Шонын-баша» (см.: Абаев, Хобраков, 2015; Хобраков, 2012; Хобраков, 2009). Один из современных основоположников этой Школы Ч.-Ц. Хобраков утверждает, что «первоначальной», «исконной», «врожденной» религией бурят-монголов является тэнгрианство. Так же как человек не выбирает родителей, так он рождается и в своей национальной религии – не выбирая ее, поскольку является сыном или дочерью Неба-Отца и Матери-Земли.
Но поскольку тэнгрианство и буддизм являются родственными религиями и, к тому же, эти две религии не противоречат друг другу в своих философских, этико-психологических и космологических основаниях, то они как бы взаимодополняют друг друга, как два сапога на ногах одного человека.
Духовно-культурное наследие тэнгрианско-буддийской цивилизации приобретает особенно важное значение именно в настоящее время, в эпоху квантового перехода, который мы сейчас переживаем, и представления о котором были заложены как в тэнгризме, так и в буддизме. В частности, возможность квантового перехода была заложена в общем для тэнгрианства и буддизма представлении о вращении света во Вселенной одновременно на макрокосмическом, в том числе галактическом, и микрокосмическом (т.е. на уровне человеческого организма и на атомарно-молекулярном, а также квантовом) уровнях.
Это вращение было образно отображено в едином для тэнгрианства и буддизма символе хас-тамга (санскр. свастика; от «сва» – свет) – одном из главных символов тэнгрианско-буддийской цивилизации. Изначально этот символ имеет две разновидности, отражающие «правостороннее» («по Солнцу») и «левостороннее» («против Солнца») круговое движение, которые соответственно в бурят-монгольской традиции называются «эрэ хас» (мужская) и «эмэ хас» (женская).
“Женская” хас-тамга.
В тэнгрианско-буддийской цивилизации была заложена также идея вращательного кругового движения световой энергии как слева – направо, так и справа – налево, которое происходит на разных уровнях одновременно, и первоначальным толчком к которому явился Большой Космический Взрыв, «раскрутивший» спираль времени в нашей Галактике в круговом вращательном движении в «мужском» правостороннем направлении по принципу «эрэ хас» (см.: «Спираль Времени по А.И. Котожекову, Приложение 1).
Традиционное монгольское общество верило, что можно переродиться где-то среди «своих» в мире локуса монгольской культуры. Кстати, до сих пор после смерти у монгольских народов существует обычай ставить особые метки на теле умершего с тем, чтобы опознать своего сородича по родимым пятнам или другим особым приметам у вновь рожденного. После перерождения, если таковое состоялось, согласно данным монгольских поверий, локус времени и жизненного пространства индивида вновь, с момента рождения – идет по кругу, повторяя обряды и ритуалы инициации, альянса с другим родом, зрелости, вновь заканчивая этот процесс смертью.
Во время обряда поклонения Вечному Синему Небу, проведенного Академией Манукол (Монголия) в июне 2015 года в окрестностях Улан-Удэ (Бурятия). В основании огня – “мужская” хас тамга.
В антропогенных мифах монгольских народов, существующих в устном исполнении, эти круги жизненных циклов могут повторяться до бесконечности, которая также является категорией пространства и времени. Бесконечность как абсолютная категория в локусе времени играет важную роль в решении актуальных проблем конечности и ограниченности.
Таким образом, происходящий сейчас квантовый переход представляется в свете вышеизложенного вполне закономерным явлением, происходящим как логическое следствие завершения определенного этапа совместной синергической взаимосвязанной коэволюции материи и духа и начала нового этапа более гармоничного взаимодействия сознания и духа человека с материальным миром. Очевидно и то, что синергическая система «материя – дух (сознание)» пришла к менее креативной модели взаимодействия, как это и предполагалось в тэнгрианской триаде космических начал, сущностей или, точнее, подсистем, как составных элементов единой и целостной мегасистемы (Тэнгри): «Небо – Земля – Человек».
Тем не менее, констатируя, что происходящее является результатом естественного процесса самоорганизации материи и ее эволюции к более одухотворенному состоянию, остается не очень понятным, почему сейчас это стало очевидным и актуальным для науки, т.е. почему этот вполне естественный, как видим, результат проявился и актуализировался именно в настоящее время. Тем более что в древних эзотерических учениях (особенно в восточных) и в тэнгрианстве все это было хорошо осознано и представлялось вполне предсказуемым. Ответ может быть очень простым: современная наука только-только «дозрела» до понимания этого и выработала адекватный инструментарий в виде квантовой теории, синергетики и т.п. (см.: Первушин А., 2015). При этом еще в 1927 г. Вернер Гейзенберг в стремлении понять механику квантового мира сформулировал свой знаменитый принцип неопределенности, который в общем виде гласит, что мы способны измерить только одну из двух характеристик частицы: либо ее координаты, либо ее импульс. Получалось, что от измерения субъективного взгляда наблюдателя зависит объективная картина мира.
Следующую революцию в науке совершил австриец Эрвин Шредингер, доказавший, что реальность зависит от наблюдателя в той же степени, как он зависит от нее, что наш мир – это бесконечное сочетание параллельных миров, которые продолжают ветвиться с каждым актом определенности, и что Вселенная не определена, если в ней нет наблюдателя. В 1989 году Роджер Пенроуз выпустил книгу «Новый ум короля», в которой утверждал, что феномен сознания можно объяснить с помощью квантовой механики. Вместе со Стюартом Хамероффом он создал нейрокомпьютерную модель сознания, в которой активность мозга рассматривается как квантовый процесс. Хотя теория Пенроуза подвергается серьезной критике и считается маргинальной, ее продолжают обсуждать.
Например, есть гипотеза, что сознание — это суперпозиция волновых функций, каждая из которых соответствует какому-то соображению, а работа сознания заключается в том, чтобы осуществить выбор всех возможных вариантов, т.е. разум с сознанием может не просто перерабатывать информацию, но и менять реальность в конкретном ключе.
Таким образом, происходящий сейчас квантовый переход представляется в свете вышеизложенного вполне закономерным явлением, происходящим как логическое следствие завершения определенного этапа совместной синергической взаимосвязанной коэволюции материи и духа и начала нового этапа более гармоничного взаимодействия сознания и духа человека с материальным миром. Очевидно и то, что синергическая система «материя – дух (сознание)» пришла к менее креативной модели взаимодействия, как это и предполагалось в тэнгрианской триаде космических начал, сущностей или, точнее, подсистем, как составных элементов единой и целостной мегасистемы (Тэнгри): «Небо – Земля – Человек».
Тем не менее, констатируя, что происходящее является результатом естественного процесса самоорганизации материи и ее эволюции к более одухотворенному состоянию, остается не очень понятным, почему сейчас это стало очевидным и актуальным для науки, т.е. почему этот вполне естественный, как видим, результат проявился и актуализировался именно в настоящее время. Тем более что в древних эзотерических учениях (особенно в восточных) и в тэнгрианстве все это было хорошо осознано и представлялось вполне предсказуемым. Ответ может быть очень простым: современная наука только-только «дозрела» до понимания этого и выработала адекватный инструментарий в виде квантовой теории, синергетики и т.п. (см.: Первушин А., 2015). При этом еще в 1927 г. Вернер Гейзенберг в стремлении понять механику квантового мира сформулировал свой знаменитый принцип неопределенности, который в общем виде гласит, что мы способны измерить только одну из двух характеристик частицы: либо ее координаты, либо ее импульс. Получалось, что от измерения субъективного взгляда наблюдателя зависит объективная картина мира.
Следующую революцию в науке совершил австриец Эрвин Шредингер, доказавший, что реальность зависит от наблюдателя в той же степени, как он зависит от нее, что наш мир – это бесконечное сочетание параллельных миров, которые продолжают ветвиться с каждым актом определенности, и что Вселенная не определена, если в ней нет наблюдателя. В 1989 году Роджер Пенроуз выпустил книгу «Новый ум короля», в которой утверждал, что феномен сознания можно объяснить с помощью квантовой механики. Вместе со Стюартом Хамероффом он создал нейрокомпьютерную модель сознания, в которой активность мозга рассматривается как квантовый процесс. Хотя теория Пенроуза подвергается серьезной критике и считается маргинальной, ее продолжают обсуждать.
Например, есть гипотеза, что сознание — это суперпозиция волновых функций, каждая из которых соответствует какому-то соображению, а работа сознания заключается в том, чтобы осуществить выбор всех возможных вариантов, т.е. разум с сознанием может не просто перерабатывать информацию, но и менять реальность в конкретном ключе.
Николай Вячеславович Абаев, д.и.н., профессор
Среди тех, кто рассуждает о том, что сознание имеет особую природу, числится и австралийский философ Дэвид Чалмерс, прославивший своим формальным доказательством существования уникальной личности (фактически души), что до него считалось неразрешимым вопросом. Кроме того, oн cфopмyлировал так называемую трудную проблему сознания — задачу, с которой современная наука справиться не в состоянии, а именно: каким образом физический мир порождает субъективность нашего мышления.
Дэвид Чалмерс убежден, что ментальные состояния (квалиа) присутствуют во всех событиях Вселенной, т.е. любое изменение — прогресс или регресс имеет помимо физического аспекта еще и духовный. Человеческий мозг перерабатывает возникающую в процессе изменений информацию сложным образом, в результате чего и появляется сознание, отсюда же следует, что зачатками психики обладает любая более или менее сложная структура, в которой идет обработка информации, и чем сложнее структура, тем более «одухотворенной» она становится.
Если соединить теории Пенроуза и Чалмерса, получается интересный результат. Вселенная изначально возникла и развивается как огромная квантовая машина, в которой идет непрерывный отбор бесчисленного количества возможностей, и процесс этот обеспечивается наличием ментальности без индивидуальности; с появлением же человеческой души он обрёл еще и индивидуальность, которая выражается в осознанном выборе. Иначе говоря, нам нужна Вселенная, чтобы жить, но без нас она «бесполезна» (Первушин, 2015).
При этом Вселенная и Человек, как и в тэнгрианско-буддийской цивилизации представляют собой целостную синергетическую систему, которая (чтобы непрерывно «само-определяться») постоянно делает вечно длящийся квантовый выбор, состоящий из множества отдельных индивидуальных актов отбора различных вариантов возможности, но нынешний квантовый выбор является лишь одним из многих в истории человечества. Однако тот, что произошел в 2013 году, носит более глобальный необратимый характер.
Поэтому произошедший квантовый переход оказал мощное воздействие на характер взаимодействия человека с Вечным Синим Небом в рамках синергетической системы взаимоотношений трех основных тэнгрианских сущностей (Небо – Земля – Человек), которая сложилась в Бурятии после того, как начиная с 2013 г., группа бурятских тэнгрианцев стала проводить обряды, связанные с культом Неба и Земли и направленные на гармонизацию процесса взаимодействия этих сущностей.
Эти обряды проводились в соответствии с древними канонами бурят-монгольской культурно-религиозной традиции, которая непосредственно связана с тэнгрианской религией Чингис-Хаана, нашего общего предка, почитаемого всеми бурятами и монголами как Верховный жрец тэнгрианской религии. Чуть позже бурятские тэнгрианцы начали проводить эти обряды в тесном взаимодействии с Монгольской Тэнгрианской Академией Манукол, руководимой доктором физико-технических наук Зулаагийн Бат-Отгон, президентом Академии.
В мае-июне 2015 г. Монгольская Тэнгрианская Академия совместно с бурятскими тэнгрианцами, последователями религии Вечного Синего Неба, провела два обряда почитания Неба и возжигания солнечного символа тэнгрианской религии хас-тамга. При этом на небе стали наблюдаться те же феномены, что и при исполнении этих обрядов на территории Монголии до того – в частности, изображения свастики в виде драконов (однажды появились даже два трехглавых дракона), разноцветные круги, гало – круги вокруг солнца и т.д. Интересно, что, когда наши красноярские единомышленники проводили такие же обряды в горах Восточного Саяна, возникали такие же феномены.
Принцип вращательного движения «по кругу Солнца» и «против круга Солнца» является самым универсальным принципом движения энергии света как на физическом, так и на «тонком» психоэнергетическом уровнях. В период квантового перехода происходит смещение акцента с «эрэ-хас» (вращательное движение справа налево) на «эмэ-хас» (вращение слева направо). Поэтому в настоящее время для усиления положительных духовных аспектов перемены акцентов в направлении движения с правостороннего на «женское» (левостороннее, т.е. слева направо) во Вселенной после квантового перехода необходимо в процессе совершения круговых обрядовых действий (например, обряд гороо – круговое движение внутри храма, или вокруг священной горы) и соответствующих им медитативных упражнений делать больший акцент на левостороннее круговое движение.
Монгольская Академия Манукол в соответствии с тэнгрианско-буддийской традиции проводит обряд возжигания хас-тамга как по принципу эмэ-хас, так и эрэ-хас, чередуя их, начиная с первой. В 2015 г. обряды начались с эрэ-хас, но далее планируется проводить их по «женскому принципу», что является более правильным с точки зрения необходимости достижения естественного баланса «мужского» и «женского» начал, а также идеи доминирования у бурят-монголов «материнского», т.е. «женского» начала (Чагдуров, 1993, 1997, 1999).
Это должно способствовать не только усилению положительных эффектов различных обрядов и ритуалов, а также медитативных упражнений, но и общему закреплению позитивных результатов квантового перехода в различных сферах жизнедеятельности человека.
Источники и литература:
- Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1983.
- Абаев Н.В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов / Отв. ред. канд.пед.наук, доцент В.М. Мантыков. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Иркутск: Оттиск, 2014.
- Абаев Н. Хухэ Мунхэ Тэнгэриин тахилга (Обряд поклонения Вечному Синему Небу).
- Абаев Н.В., Хобраков Ч.-Ц. Бурят-монгольская школа единоборства «Шонын-баша» (Стиль Небесного Волка). - Улан-Удэ, 2015.
- Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм бурят М., 1992.
- Абаева Л.Л. Религиозная культура народов Центральной Азии в локусе бытия. - Улан-Удэ, 2007.
- Абаева Л.Л. Этническая культура монгольских народов в контексте буддийской науки и современной науки. – Вестник БГУ. – Вып.1, 2004.
- Абаева Л.Л. Этнокультурные истоки этнической индификации монгольских народов.
- Абаева Л.Л. Идентичность в локусе бытия монгольских народов.
- Бат-Отгон З. МѲнх Тэнгэр ба шинжлэх ухаан. Улаанбаатар, 2014.
- Миронова В. Мир после квантового перехода. (23.11.2014 г.).
- Котожеков А.И. Астар «АМ-УДР IСТI» - Асторийский «КОСМО – ПСИХО - ЛОГОС» (Асская мудрость). – Б. м., б. г.
- Котожеков-Чапрай А. И. “Алтын Арчол” – понятие высшего пути в тенгрианстве// Проблемы изучения Тенгри в аспекте мировоззренческой культуры/ Материалы IV научно-практической конференции “Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Улан-Батор, Монголия, 9-10 октября 2013″. – Улан-Батор: Жиком пресс. ХХК, 2013. С. 179-188
- Очиров С. Буряад-Монголой «Шонын-баша»//«Буряад унэн» 12.08.2015 № 31(22031).
- Первушин А. «Тайна души: квантовое сознание в мире бесконечного выбора. «Оракул», июль 2015.
- Осодоев Ч., Бундаева Е., Задрабыйн Б. Тэнгрианский обряд поклонения Вечному Синему Небу – Хухэ Мунхэ Тэнгэриин Тахилга.
- Хобраков Ц. Тэнгис, мун гол - тулга болохо нэрэнууд //«Буряад Унэн», 2012.
- Хобраков Ц. Методика медитативного построения личной ступы в практике некоторых видов восточных боевых искусств. – Улан-Удэ, 2009.
- Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993.
- Чагдуров С. Ш. Эргунэ-хун – прародина монголоязычных родов и племен // Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.): Докл. Российской делегации. – М., 1997.
- Чагдуров С. Ш. Горная Бурятия – прародина всех монголов // Филологический сборник. – Улан-Удэ, 1999.
Комментариев нет:
Отправить комментарий