Работы автора
А.В. Колтыпин
Когда я собирал материалы для поездки в Бейт Шеарим, то не мог не обратить внимания на имевшееся во многих опубликованных работах указание на "зловещую" обстановку, которая царит в этом месте. И действительно, она проявила себя в полной мере. Когда мы приехали в Бейт Шеарим, небо затянули низкие свинцовые тучи, подул сильный пронизывающий ветер и пошел дождь, который вскоре начал лить как из ведра. Посещение руин древнего города, каким бы заманчивым оно нам не казалось, было невозможным. Даже вход в парк в тот день был свободным, и кроме нас, в Бейт Шеариме не было других посетителей. Наша машина одиноко стояла на автостоянке. Поэтому пришлось ограничиться посещением пещер, а в те моменты, когда дождь шел чуть менее интенсивно, выходить наружу и исследовать это интереснейшее место с поверхности. Тем не менее, того, что мы увидели, оказалось вполне достаточным, чтобы утвержать - "пещеры" (обратите внимание, что я пометил это слово коричневым цветом при приведении описания Бейт Шеарима из опубликованных источников), которые служили в качестве захоронений, или некрополь - это ничто иное, как уже знакомый нам по многочисленным поездкам по другим местам Израиля и Турции подземно-наземный мегалитический комплекс (и здесь, и здесь), вернее, его подземная часть. Позднее (еще предстоит узнать, когда) к входам в подземные сооружения были "приставлены" каменные ворота, почти ничем не отличающиеся от ворот ликийских захоронений в Турции (см. соответствующий раздел) и, по-видимому, еще позднее (во II-IV вв. н.э.) эти сооружения с давно стоявшими там саркофагами, стали использоваться в качестве места захоронения древнеиудейских религиозных деятелей. Вероятно, Ехуда ха Наси просто не захотел воспользоваться чей-то прежней могилой, поэтому он завещал похоронить себя вне саркофага.
Когда я собирал материалы для поездки в Бейт Шеарим, то не мог не обратить внимания на имевшееся во многих опубликованных работах указание на "зловещую" обстановку, которая царит в этом месте. И действительно, она проявила себя в полной мере. Когда мы приехали в Бейт Шеарим, небо затянули низкие свинцовые тучи, подул сильный пронизывающий ветер и пошел дождь, который вскоре начал лить как из ведра. Посещение руин древнего города, каким бы заманчивым оно нам не казалось, было невозможным. Даже вход в парк в тот день был свободным, и кроме нас, в Бейт Шеариме не было других посетителей. Наша машина одиноко стояла на автостоянке. Поэтому пришлось ограничиться посещением пещер, а в те моменты, когда дождь шел чуть менее интенсивно, выходить наружу и исследовать это интереснейшее место с поверхности. Тем не менее, того, что мы увидели, оказалось вполне достаточным, чтобы утвержать - "пещеры" (обратите внимание, что я пометил это слово коричневым цветом при приведении описания Бейт Шеарима из опубликованных источников), которые служили в качестве захоронений, или некрополь - это ничто иное, как уже знакомый нам по многочисленным поездкам по другим местам Израиля и Турции подземно-наземный мегалитический комплекс (и здесь, и здесь), вернее, его подземная часть. Позднее (еще предстоит узнать, когда) к входам в подземные сооружения были "приставлены" каменные ворота, почти ничем не отличающиеся от ворот ликийских захоронений в Турции (см. соответствующий раздел) и, по-видимому, еще позднее (во II-IV вв. н.э.) эти сооружения с давно стоявшими там саркофагами, стали использоваться в качестве места захоронения древнеиудейских религиозных деятелей. Вероятно, Ехуда ха Наси просто не захотел воспользоваться чей-то прежней могилой, поэтому он завещал похоронить себя вне саркофага.
Общие сведения о Бейт Шеариме (из опубликованных источников)
В первой половине января 2013 года я посетил подземные сооружения Бейт Шеарим (Beit She'arim, Beth She'arim) в Северном Израиле, больше известные как некрополь или комплекс подземных гробниц Бейт Шеарим. В настоящее время некрополь Бейт Шеарим вместе с руинами одноименного древнего поселения (города) входит в национальный парк Бейт Шеарим, расположенный в 20 км восточнее Хайфы в южной части подножия нижней Галилеи (на южных склонах горы Кармель). Граничит с городом Кирьят-Тивон на северо-востоке. В 2002 году национальный парк Бейт Шеарим был номинирован Израилем в качестве кандидата на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город Бейт Шеарим в своё время был очень важным религиозным центром и одной из баз восстания Бар Кохбы. После восстания Бар Кохвы в 132-135 гг. в Бейт Шеарим переехал Синедрион (Санедрин, Высший религиозный суд), во главе которого стоял раби Ехуда (Иехуда) ха Наси. Бейт Шеарим часто упоминается в Мишне и Талмуде, есть также более ранние упоминания о нем. Первое - у Иосифа Флавия в книге «Жизнь Иосифа» - он останавливался здесь, будучи одним из руководителей восстания. Иосиф Флавий описывает Бейт Шеарим как важное место на пересечении многих дорог и один из центров, созданных принцессой Береникой. Именно описание Флавия в совокупности с найденными надписями в захоронениях и помогло, в конце концов, идентифицировать Бейт Шеарим. В настоящее время на месте города можно увидеть руины древней синагоги, религиозной школы - академии III в. и жилых домов. Бейт Шеарим является очень важным местом с точки зрения еврейской истории. Здесь, примерно в 200 г. нашей эры, был завершен Талмуд под руководством раби Ехуды ха Наси, вернее его основная часть - Мишна, начатая еще Йохананом Бен Заккаем. Латинское название этого места - Бейсара. Город был уничтожен императором Галлом при подавлении восстания 351 года и с тех пор больше не существует. Арабы, построившие здесь деревню в новые времена, называли это место Шейх Абрек по имени похороненного здесь шейха.
Общие сведения о подземных сооружениях Бейт Шеарим (из опубликованных источников)
Из-за болезни раби Ехуда ха Наси Синедрион переехал в Ципори, однако похоронить себя Ехуда ха Наси завещал именно в Бейт Шеарим. Постепенно в Бейт Шеарим стали хоронить многих великих религиозных деятелей того времени. Соответственно традициям, захоронения были в пещерах, и таким образом, на месте Бейт Шеарим вырос целый подземный город - некрополь, известный еще как "город мертвых". Пещеры представляют собой маленький зал с нишами или углублениями для захоронений по бокам, в центре обычно имеется ещё два углубления, под какой-либо аркой. В каждой пещере существует, как минимум, четыре захоронения. На стенах некоторых пещер написано, кому принадлежит захоронение. Иногда встречаются рисунки на стенах. В Бейт Шаариме находится более тридцати пещер - захоронений. Далеко не все из них открыты для посещений, но и среди открытых есть не мало интересных. Например гробница с 135 саркофагами. На некоторые саркофагах изображены животные, медуза, или просто различные орнаменты. Самым посещаемым местом является гробница раби Ехуда ха Наси. Это - большая пещера из трёх отделений, в дальнем из которых за каменной стеной находится двухместная усыпальница. По просьбе раби Ехуда ха Наси он не был похоронен в саркофаге. В Бейт Шеариме можно увидеть много красивых ворот, ведущих в "царство мёртвых". На ряде ворот написано, кому принадлежала гробница, иногда на них имеется отличительный орнамент. Многие гробницы были разграблены ещё до начала археологических раскопок в 1936 году, тем не менее археологам удалось найти много вещей той эпохи. В одной из пещер «Города мертвых» устроен небольшой музей археологических находок. Площадь некрополя Бейт Шеарим, иногда называемого подземным городом, огромна, большая его часть не раскопана, хотя раскопки продолжаются до сих пор.
Официальная версия
В некрополе Бейт Шеарим много захоронений времен Талмуда, здесь в частности похоронен раби Гамлиэль. Сохранилось множество саркофагов и коммунальных пещер под оссуарии - глюзкемы (маленькие осуссарии). В саркофагах в то время хоронили только очень богатых людей, причем дорого стоил не только сам саркофаг, но и вырубка пещеры для него. В саркофагах хоронили примерно 5-7 процентов умерших.
Саркофаг с резьбой стоил больше. В украшении саркофагов явно чувствуется влияние греко-римской культуры, до того саркофаги у евреев вообще не украшались.
В этом и следующих восьми рядах представлены фотографии входов в подземные сооружения (гробницы) Бейт Шеарима. Обратите внимание на 1) квадратную и прямоугольную форму углублений, в которых расположены входы в гробницы и 2) отделку входов. Большинство археологов считает, что квадратные и прямоугольные углубления были прорублены в скалах во II-IV в.н.э. Однако, они почти ничем не отличаются от углублений в известняках, встреченных нами в большом количестве в Хурвате Адулам, Хурвате Мидрас, Хурвате Бургине национального парка Адулам, Сусии, Иерусалимском археологическом парке и других местах Израля.
Нажмите для увеличения
В этом и следующих восьми рядах представлены фотографии входов в подземные сооружения (гробницы) Бейт Шеарима. Обратите внимание на 1) квадратную и прямоугольную форму углублений, в которых расположены входы в гробницы и 2) отделку входов. Большинство археологов считает, что квадратные и прямоугольные углубления были прорублены в скалах во II-IV в.н.э. Однако, они почти ничем не отличаются от углублений в известняках, встреченных нами в большом количестве в Хурвате Адулам, Хурвате Мидрас, Хурвате Бургине национального парка Адулам, Сусии, Иерусалимском археологическом парке и других местах Израля.
Нажмите для увеличения
Бейт Шеарим - поверхности пород (сланцев), ниже которых находятся подземные помещения.
По-видимому, меара - символ еврейского народа, была вырезана на стене гораздо позднее, чем построено данное подземное помещение. Об этом свидетельствует слабые вторичные изменения на стене и какая-то явно стесанная деталь наверху меары. Возможно, раньше здесь был другой барельеф.
Комментариев нет:
Отправить комментарий